Нарушения слуха у детей и методы их коррекции
Как хорошо, что мир вокруг нас наполнен звуками, голосами, музыкой... Что вы слышите сейчас? Возможно, рядом переговариваются ваши близкие, за окном раздаются птичьи трели, доносятся с площадки детские голоса или в листве шумит дождь... Слух — величайшее благо для человека, он украшает и оживляет нашу жизнь. А если говорить строго, слух — это функция организма, обеспечивающая восприятие звука.
Слуховая чувствительность (острота слуха) определяется величиной порога слышимости. Слух считается нормальным, если мы слышим шепотную речь на расстоянии 6 метров, разговорную — дальше 6 метров. В последнее время в стране по невыявленным до конца причинам наблюдается понижение слуха (тугоухость) среди разных возрастных групп. По статистике, более 6% населения страдает нарушением слуха различной степени. Несвоевременное выявление таких нарушений, запоздалое обращение к врачу нередко ведет к частичной или даже полной потере слуха. Итак, нарушения слуха у детей и методы их коррекции - тема разговора на сегодня.
Если говорить о взрослом человеке, то глухота — это ограниченная трудоспособность вплоть, а иногда и полная инвалидность, трудности с общением с людьми. Еще более серьезны последствия снижения слуха для маленьких детей. Им только предстоит учиться правильно говорить, подражать при этом услышанному от взрослых. Вот почему наличие хорошего слуха — одно их обязательных условий нормального психоречевого развития ребенка. Слабослышащему ребенку часто приходится отставать от сверстников в плане умственного развития, он испытывает трудности с обучением в школе, его неминуемо преследуют сложности с общением, с выбором профессии.
Из-за чего теряется слух?
Врачами различаются разные типы нарушений слуха у детей: глухота врожденная и приобретенная. Причин, приводящих к приобретенной тугоухости, довольно много, причем самых разных:
• инородные тела наружного слухового прохода и серные пробки;
• заболевания полости носа и носоглотки (аденоиды, острый и хронический ринит, острый и хронический синусит, поллиноз, искривление перегородки носа);
• воспалительные и невоспалительные заболевания перепонки и слуховой трубы;
• травмы наружного слухового прохода и барабанной полости;
• некоторые инфекционные заболевания, в результате которых происходит снижение слуха;
• аллергические заболевания и состояния;
• общесоматические заболевания (сахарный диабет, патология почек, крови и др.), на фоне которых может произойти изменение слуха;
• применение некоторых антибиотиков (неомицин, канамицин, стрептомицин, мономицин и др.), а также некоторых мочегонных средств;
• наследственная патология;
• воздействие промышленных, бытовых и транспортных шумов, вибрация;
• сосудистые нарушения;
• интоксикация (окисью углерода, ртутью, свинцом и т.д.);
• длительное пользование ушными микрофонами;
• ряд возрастных атрофических изменений во внутреннем ухе и в центральных отделах слухового аппарата и т.п.
Как распознать тугоухость?
Широкая распространенность заболеваний, сопровождающихся нарушениями слуха, требует своевременной диагностики и наличия надежных методов исследования. Сегодня распознавание тугоухости осуществляется:
• методом тональной аудиометрии — когда измеряются пороги слышимости на различных частотах;
• с помощью речевой аудиометрии — определение процента разборчивой речи;
• с помощью камертона — этот старинный способ не утратил своего значения и в наши дни.
Методы коррекции нарушений слуха у детей
Лечение тугоухости и сегодня остается весьма сложным делом. Что касается современных слухо-улучшающих операций, то они эффективны лишь при тугоухости, возникшей в результате заболевания отосклерозом, алгезивным средним отитом, хроническим гнойным отитом у детей с нарушениями слуха, впервые выявленными. Что касается лечения нейро-сенсорной тугоухости, медицина не сделала в последние годы серьезных шагов вперед, и медикаментозное лечение невритов слуховых нервов по-прежнему остается малоэффективным.
К врачу как можно раньше!
Наука доказала и практика подтвердила, что нарушение слуха у детей необходимо диагностировать в первые месяцы жизни, чтобы провести реабилитационно-восстановитель-ные мероприятия в наиболее чувствительные периоды развития слуха и речи. Одним из надежных способов сегодня является коррекция слуха с помощью слухового аппарата.
Несколько десятилетий назад, когда качество первых слуховых аппаратов оставляло желать лучшего, у пациентов сложилось мнение, что они вредны. Действительно, те аппараты сильно искажали звук, шумели, их нельзя было настраивать согласно индивидуальных особенностей человека. Однако с той поры наука сделала шаг далеко вперед. В наше время слуховой аппарат — это сложнейший микроэлектронный прибор высочайшего качества, который успешно компенсирует практически любую степень потери слуха. При всем разнообразии моделей можно с достаточной точностью производить процедуру первичного выбора аппарата. Благодаря настройке его амплитудно-частотных характеристик обеспечивается оптимальный уровень усиления и разборчивости звука.
Современный слуховой аппарат состоит из микрофона, воспринимающего и преобразующего окружающие звуки в электрические сигналы, электронного усилителя, регулятора громкости и тембра, источника питания (аккумулятора или элемента) и телефона, преобразующего усиленные электрические сигналы в акустические.
Правильно подобранному слуховому аппарату под силу способствовать развитию остатков слуха. Он как бы тренирует слуховые анализаторы, включает их центральные отделы в коре головного мозга, и приносит ребенку только пользу.
Как подбирать слуховой аппарат для ребенка?
Чем раньше слабослышащему ребенку представится возможность пользования слуховым аппаратом, тем лучше. Сразу после обнаружения врачом у него нарушений слуха, родители должны незамедлительно обратиться к сурдологу и получить консультацию в кабинете слухопротезирования. Нельзя откладывать это дело надолго под предлогом, что ребенок еще маленький, нужно дать ему немного подрасти.
Обязательный этап развития речи у малыша с нормальным слухом – период пассивного ее восприятия, когда ребенок только может слушать, но не говорить. Подобный период длится 18 месяцев с момента рождения и врачи называют его "возраст слуха". Если у ребенка понижен слух, то он не будет иметь возможности различать и запоминать отдельные отрезки элементов речи и со временем совсем прекратит на нее реагировать. При этом может произойти полное исчезновение неиспользованных остатков слуха. Чтобы это предотвратить, нужно с помощью слухового аппарата произвести увеличение громкости речи, чтобы дать ребенку возможность нормально воспринимать ее.
Однако не всем слабослышащим детям показаны слуховые аппараты. Нельзя, например, их использовать при некоторых психоневрологических заболеваниях (например, при эпилепсии или судорожных синдромах), если есть заболевания органов слуха и выраженные нарушения вестибулярной функции, а также при наличии воспалительных процессов в ухе и т.д. Этот вопрос решает только врач.
Слуховой аппарат подбирается индивидуально для каждого слабослышащего ребенка с учетом его особенностей и данных аудиометрического обследования. Главное, чтобы аппарат помог ребенку осуществлять восприятие речи по возможности в полном объеме и максимально разборчиво.
Услышать многозвучье мира
При нарушениях слуха у детей методы их коррекции могут быть различны. Слухопротезирование детям специалисты рекомендуют осуществлять с помощью двух аппаратов — так называемого бинаурального протезирования. Оно облегчает определение направления звука, что исключительно важно — ребенку нужно знать, откуда может появиться транспорт, где именно стоит зовущий его человек и т.д.
Возможность качественного анализа поступающей информации бывает лишь только если есть два равноценных "приемника". По результатам многочисленных исследований было установлено, что благодаря бинауральному протезированию дети лучше различают окружающие звуки и, что очень важно, человеческую речь.
Ребенку необходим и так называемый индивидуальный ушной вкладыш (ИУВ), т.к. стандартный, применяемый взрослыми, ему не подходит. ИУВ может полностью повторить контур детского слухового прохода, что обеспечивает герметичную, комфортную и надежную фиксацию в ухе. Современные технологии позволяют изготовить мягкий и твердый вкладыш из самых различных специальных материалов. А при отсутствии ИУВ может произойти снижение к минимуму эффекта от слухопротезирования, если даже слуховой аппарат самого высокого качества.
Родители должны понять и осознать, что слуховой аппарат создан, чтобы быть постоянным спутником ребенка с пониженным слухом. Аппарат необходимо надевать сразу же, как он проснется поутру, не снимать в течение всего дня и только перед сном расставаться с ним. Только так у ребенка будет возможность привыкнуть к аппарату, научиться правильно обращаться с ним. В этом случае аппарат превратится в верного помощника растущего человека.
- Скарлатина у детей: симптомы, лечение
- Как научить ребенка плавать в 5 лет
- Что делать при болях в желудке у ребёнка