В чём причина зависимостей подростка и как их избежать?
Самое главное.
Все причины - лишь поводы, всего-навсего пусковые механизмы: не сработает один - подключится другой. Если есть, разумеется, настоящая причина. По большому счету, их всего три:
• Любопытство. Конечно, не всякому ребенку свойственны такие его проявления, и если одному нужно непременно испробовать и то и это, то другой ни к чему подобному не проявляет интереса вовсе. Разница во взглядах на вещи порождается различием интересов. Чем они масштабнее и здоровее с самого детства, тем меньше в подростковом возрасте шансов заприметить нечто низменное и нездоровое. Именно поэтому юный скрипач-курильщик или спортсмен-наркоман - понятия несуществующие. Если, конечно, в этих образах не нашла себе места вторая причина.
• Протест. Его корни могут лежать в младенчестве, если в ту пору многое запрещалось, если родительский авторитет навязывался, а детские горести и радости принимались к сердцу не слишком близко. Повзрослев, воспитывавшийся в таких условиях ребенок всеми силами своей души стремится получить давно желанную свободу быть собой, и поэтому без оглядки пускается совершать все, что вызовет недовольство и осуждение родителей. Быть может, он прекрасно понимает губительность своих поступков, и красочно-устрашающие описания последствий ему ни к чему. Просто он, как заведенный механизм детской игрушки, не остановится, пока потенциал этого завода не иссякнет. И этот бунтарский дух может подпитываться под влиянием таких же вырвавшихся из тисков детства бунтарей. Кстати, о влияниях. Они вполне могут составить самостоятельную причину, название которой
• Безысходность. Ее диапазон простирается от примитивного «за компанию» (когда быть как все просто хочется) до более серьезного «от отчаяния» (когда быть как все - стратегия выживания). Способствует нездоровым влияниям со стороны не слишком прочная связь ребенка с домом. Чем равнодушнее отношения в семье, чем меньше интереса к ребенку проявляют родители, тем меньше его уверенность, тем слабее в нем чувство собственного достоинства и тем примитивнее его умение отстаивать личные интересы и игнорировать не слишком симпатичные мнения. Без духовной поддержки родителей ребенок лишается главной составляющей иммунитета против упомянутых соблазнов - жизненной позиции оптимиста.
Как предотвратить?
Своего рода профилактические меры, хотя по существу - просто тактика воспитания или, иными словами, родительские обереги от житейских напастей.
• Семейные узы. Ощущать их на себе ребенок ни в коем случае не должен за счет жесткого контроля со стороны родителей. Этому можно противопоставить позитив в чистом виде - с вежливыми просьбами и тактичными наказами вместо требований и повелеваний, с пониманием и сочувствием, а не осуждением, с поощрениями взамен наказаний. Постичь азы позитивного воспитания не слишком сложно -достаточно для начала прочесть хорошую книгу мудрого родителя (такие издаются!) и не прекращать с этих пор своего родительского самообразования (это интересно!).
• Свобода быть собой. Она зарождается тогда, когда родители легко принимают особенности личности ребенка, не критикуют и не порицают, когда детям позволено проявлять недовольство и несогласие, а все стремления, какими бы они ни были невероятными, поощряются и поддерживаются.
Очень важно всегда находить «золотую середину» - чтобы не перешагнуть в общении с ребенком черту, где любовь и забота переходят в опеку без границ. Там уже передача свободы и ответственности за поведение сопряжена с невниманием и равнодушием. Всегда помните: поведение вашего ребенка - это его ответ на ваше отношение к нему.
• Доступ к информации. К той, которая самым наглядным образом демонстрирует силу влияния никотина, алкоголя и наркотиков на человеческий организм. Она должна быть впечатляющей, но не навязчивой. Первого легко достичь эмоциональностью, а чтобы исключить второе, стоит избегать критических рассуждений и нотаций. То есть уроки и лекции «на тему» оказывают гораздо меньший эффект, нежели созерцание наглядных примеров, демонстрирующихся если не жизнью, протекающей где-то совсем рядом, то рентгеновскими снимками или музейными экспонатами.
Частая ошибка родителей заключается в том, что о наркотиках, алкоголе, никотине они говорят исключительно негативное. А при «проверке» подросток чувствует другое, и тогда у него возникает мысль: «Меня обманули». Память о полученном удовольствии хранится неосознанно, на физическом уровне, но он для хранения информации самый надежный.
Важно предоставлять честную информацию: да, эти вещества приносят удовольствие, но человек платит за него - здоровьем, отношениями и даже жизнью. Родителям необходимо быть подготовленными к подобным беседам со своим ребенком. Нужные слова должны подсказывать авторитетные в подобных вопросах люди - педагоги и психологи, а также те, кому позволяет это сделать личный положительный опыт.
• Сила авторитета и личный пример. Без них все прочие обереги утрачивают силу. И сколь бы убедительно, на ваш взгляд, ни звучали из ваших же уст слова о том, как однажды некая лошадь погибла от капли никотина, они останутся просто словами, если сами вы курите.
Как избежать ошибок?
Есть действия, совершение которых не только не дает положительных результатов, но и усугубляет положение. Вот самые опасные из них:
• Беспочвенные обвинения. Часто взрослые без оснований произносят в адрес подростков что-то вроде: «Небось, куришь уже втихаря». Услышать такое от родителей ребенку не просто обидно. В книге Джона Грея «Дети с небес» упоминается линия поколений - невидимая, условно принятая черта, над которой в норме располагаются родители, оставляя детям место внизу - под линией. Такая иерархия дает возможность младшим поколениям беспрепятственно подсоединяться к духовным ресурсам старших и свободно развивать в себе качества, необходимые для полноценной жизни. Стоит только родителям нарушить эту иерархию своим неправильным поведением по отношению к ребенку - и уже они оказываются под линией. Ребенок же занимает их место, то есть, по существу, становится самому себе родителем, но... При этом он вынужденно минует многие важные этапы своего развития. Нельзя сказать, что это помешает ему жить дальше, но слишком многого в этой жизни ему все же будет не хватать. Одиночество души, несмотря на море друзей вокруг, - разве не чересчур высокая цена услышанной фразы?
Обвинение ребенка - это тоже беспокойство, тревога о нем, но как по-разному воспринимаются им первое и второе! Будьте искренними со своим ребенком, научитесь говорить с ним при помощи чувств - придавайте произносимым словам больше значения.
Довольно распространенная ошибка родителей - запреты и лишения. Наказание целиком уничтожает желание не только сотрудничать с родителями , но и общаться с ними вообще. Ведь из мамы и папы, которые должны быть заботливыми и терпеливыми, они вдруг превращаются в строгих надзирателей. Такая тактика ошибочна еще и потому, что лишает ребенка родительской поддержки тогда, когда у него возникают проблемы.
Запреты в жизни ребенка нужны, но они должны быть четко сформулированы и объяснены, и у каждого из них должны существовать определенные границы - возрастные, временные, территориальные.
Чем ПОМОЧЬ?
Верный подход к решению проблем такого рода - побуждение подростка к беседе. Но ни в коем случае не нравоучительной или угрожающей. Это должна быть беседа, вызывающая у ребенка желание и стремление разобраться в себе, ответить на будоражащие душу вопросы и сделать позитивные выводы. Начинать такую беседу нужно не с перечисления детских ошибок и изложения их последствий, а с вопросов-спасителей:
• Что ты думаешь о сигаретах (об алкоголе, о наркотиках)?
• Как ты думаешь, почему мне не хочется, чтобы ты это употреблял?
• Что, на твой взгляд, я могу для тебя сделать, чтобы ты больше не поступал так?
• Хочешь ли ты попросить меня о чем-нибудь еще?
Если родителям дорого мнение ребенка, то и ребенку дорого мнение родителей. Такой откровенной, нисколько не задевающей детское самолюбие беседой родители демонстрируют искренний интерес к душе ребенка и, следовательно, вправе ожидать от него таких же искренних ответов. И взаимопонимание непременно установится. А оно - не просто первый шаг на пути решения проблемы, ведь начало, если верить древней мудрости, гораздо больше половины целого.
Взгляд.
Роман МЕНЬЩИКОВ, консультант по вопросам реабилитации:
- На любую зависимость нужно смотреть как на заболевание, которое имеет четыре стороны: биологическую, психологическую, социальную и духовную. И лечение должно вестись по четырем направлениям сразу: оказание медицинской помощи, поддержка опытного психолога, социальная адаптация и предоставление возможностей для духовного роста.
Напутствие.
Ирина БОРИСЕВИЧ, врач-психотерапевт, нарколог:
- Лечить от зависимости детей и подростков проще и легче, чем взрослых. Сложно приходится с родителями. Они глубоко убеждены в том, что все делают правильно. А ведь корни проблемы в отношениях между детьми и родителями, и они уходят в прошлое очень глубоко. Родители склонны видеть в детях предмет реализации своих несбывшихся надежд, свое отражение. А надо бы - просто объект любви. Это особое внутреннее ощущение. И выздороветь по-настоящему ребенок сможет только тогда, когда у его родителей это ощущение проснется.
- Родительское собрание: чем занять ребенка
- Что делать, когда ваш ребенок врет?
- Родительское собрание: наркотики и дети